Привет, на связи RANX, и эта статья - первая в рубрике “Будни проект-менеджера”.
Это небольшой цикл (а может, и большой - мы еще не решили) историй о рутине начинающего менеджера проектов. Возможно, кто-то узнает в этих историях себя на старте карьеры, а кто-то из программистов и дизайнеров проникнется работой коллег.
Мы расскажем о роли проект-менеджера в создании и развитии интернет-проектов. Рассмотрим его типовые задачи, проблемы и вместе подумаем, как можно было бы их решить.
Готовы? Поехали!
Знакомьтесь, это наш герой - Петя. Он уже несколько месяцев работает менеджером проектов в небольшой, но активно развивающейся IT-компании.
Петя счастлив: он потратил много сил и времени на привлечение клиента, и после долгих переговоров ему удалось договориться о сотрудничестве.
Проект - сложный интернет-магазин. После очередного разговора с клиентом Петя понял, что просто оценить объем работ и начать разработку не выйдет: требования клиента нечеткие, границы проекта обозначить не получается. Петя понимает: нужно проектирование.
Предложив услугу клиенту, он слышит в ответ: “Мне это не нужно, мы с вами обсудили проект - начинайте работу”. Опасаясь негатива, Петя ставит задачи программисту и дизайнеру в точности так, как сказал ему заказчик.
В итоге через несколько месяцев кропотливой работы Петя представляет заказчику результат и ... получает негативную реакцию и требование возврата денег! Как же вышло, что клиент остался недоволен работой? Что пошло не так?
Петя обращается за помощью к руководителю, а после отправляется на тяжелые переговоры.
Пока он общается с клиентом, мы с вами проведем небольшую работу над ошибками и подумаем, какие решения менеджера привели к негативу со стороны клиента и как можно было бы их избежать.
Ошибка №1
Петя не отработал типовое возражение клиента.
Решение: работать с возражениями клиента (рассказывали об этом тут и тут).
Ошибка №2
Вытекает из первой: Петя пошел на поводу у клиента и согласился на разработку сложного интернет-магазина без проектирования.
Решение: Пете нужно было донести до клиента пользу проектирования (об этом расскажем далее).
Вопрос читателям:
Какие еще шаги помогли бы Пете избежать негативной реакции клиента и качественно выполнить поставленную задачу? Напишите об этом в комментариях.
Как сделать клиента адептом проектирования?
Аргументы в пользу того, что проектирование - это пустая трата денег и времени, можно часто услышать от заказчиков. И это нормально!
Задача менеджера - помочь клиенту увидеть в проектировании пользу. Рассказываем, как это сделать.
У самурая нет цели, есть только путь
...а путь самурая – это смерть.
Идти без цели равнозначно гибели. Чтобы создать действительно качественный продукт, который будет работать на клиента, нужно обозначить цель, поставить задачи, провести подготовку и наметить путь реализации проекта. Все эти этапы являются частью проектирования.
Конечно, проектирование для клиентов - это дополнительные время и деньги, потому что для выполнения столь крупного объема работ нужно время специалиста (а порой много времени). И оно должно оплачиваться. Но эти расходы - ничто в сравнении с теми неприятностями, которые могут возникнуть при разработке сложного проекта без проектирования (как и получилось у Пети).
Проект без проектирования в продакшене ждут одни неприятности.
А какие они, эти неприятности?
Затягивание проекта
Запуску проекта будут мешать бесконечные согласования, доработки и правки, которые обязательно возникнут, потому что на старте проекта не были изучены рынок, ЦА, конкуренты, не была спланирована структура.
Бесполезные траты
Грустно в процессе разработки или, еще хуже, после запуска проекта осознать, что вы сделали совсем не то: пользователям нужен функционал, о котором вы даже не думали, дизайн их не привлекает, сайт не решает своих задач. А деньги и время потрачены.
При отсутствии этапа проектирования понимание того, что и как нужно делать, зачастую появляется уже в процессе разработки. Но когда какая-то часть проекта уже реализована, заказчику может дорого обойтись даже относительно простая доработка.