Мы на Workspace
Как правильно настроить структуру сайта
Наличие разветвлённой структуры - это фундамент сайта. В этой статье разберём, что это такое, почему это важно прорабатывать и в чём главные преимущества.
Что это и для чего нужно?!

Структура сайта - это взаимосвязь документов (страниц) сайта, которая строится по принципу от общих запросов к частным (раздел → категория → подкатегория → товар/услуга).
Её формирование это не шаблонная работа, внедрять одну и ту же структуру для сайтов, которые объединены общей тематикой - не всегда верно. Подходить к данной работе нужно с полной ответственностью и самоотдачей, которую должен выполнить эксперт. В данном случае экспертом является SEO-специалист

Продумать заранее

Бывает так, что владелец сайта/бизнеса может решить сделать структуру сам или передать эту задачу другу/родственнику, от таких идей нужно отговаривать сразу же, пока не поздно. Мысль: “Я в этой тематике работаю и знаю её лучше, чем какой-либо SEO-шник”, часто является ошибочной и обязательно приведёт к критическим ошибкам.

К любой разработке сайта, лучше всего привлекать SEO-специалиста, но не в конце, когда уже большая часть проекта готова, а непосредственно в начале. Именно он на начальном этапе составит семантическое ядро (СЯ), а затем качественную структуру сайта. Если этого не делать, то в будущем могут быть проблемы с тем, что нет продаж или трудности с расширением каталога, а это приведет к дополнительным денежным тратам из-за хаотичности в разработке.

Важность и требования к структуре

Вот что поисковые системы пишут по этому поводу:


Важность для пользовательского опыта (UX)

Структура должна быть максимально логичной, а также не усложнять ориентацию пользователей на сайте. Только лишь это повлияет на повышение поведенческих факторов (глубина просмотра, время на сайте, процент отказов), а также на процент конверсий. Поисковые системы рекомендуют разрабатывать структуру таким образом, чтобы пользователь имел возможность быстро и легко попасть на необходимую страницу с главной (можете использовать правило 3 кликов).

Важность для SEO продвижения

Индексация. Глубина вложенности прямо влияет на индексацию в ПС. Чем глубже “зарыта” страница, тем больше времени пройдёт до её полной индексации поисковым роботом.
Важность контента. Структура помогает ПС в понимании того, какой контент/страница наиболее важен и какое место занимает относительно других страниц на сайте.
Охват запросов. Качественная структура позволяет охватить большее количество запросов и привести большее количество органического трафика на сайт.
Например, структура, которая заточена под большое количество запросов
А также ее неудачный вариант, который может потерять часть трафика:
Во втором случае видно, что, например, пижамы или халаты уже не разделяются на мужские и женские, а значит идёт потеря значительной части запросов только по этому разделу, не говоря уже о других.

Помимо вопроса о важности, ПС выдвигают свои требования к структуре:

  • Использование HTML карты сайта для пользователей и XML карты сайта для поисковых роботов (также влияет на индексацию).
  • Настройка правил на запрет индексации служебных и мусорных страниц. Во-первых, такие страницы могут являться дублями. Во-вторых, их наличие в индексе ни к чему как для пользователей, так и для ПС. В-третьих, их обработка будет тратить краулинговый бюджет, который лучше пустить на более важные документы.
  • Настройка уникальных и человеко подобных URL.
  • Размещать ссылки на другие страницы сайта - текстовыми.
  • Наличие хлебных крошек.

Алгоритм формирования

Черновая структура

Всё начинается с реализации черновой структуры при помощи программы XMind, которая в течение всей работы расширяется и редактируется. Безусловно, вы можете использовать обычную Excel таблицу, если это будет удобнее. Этапы формирования структуры делятся на две категории в случае, если:

Сайт в разработке:

  1. Выясняем у клиента особенности бизнеса.
  2. Получаем и изучаем список товаров от клиента.
  3. Анализируем лидеров ниши.
  4. Готовим черновую структуру сайта согласно тому, какие товары использует клиент и тому, что мы увидели у конкурентов.
  5. Собираем семантическое ядро (сбор, кластеризация и т.д. в этом пункте).
  6. Доводим задачу до финала согласно собранному СЯ и анализу лидеров (новые категории/посадки, фильтры и т.д.).

Анализ ниши

Этап подразумевает анализ сайтов лидеров ниш, находящихся в ТОП-10 по высокочастотному запросу (ВЧЗ). Поэтому, выбираем ВЧЗ, вбиваем в Яндекс, а также выбираем гео - Москва, если вы работайте из региона. Также, вы можете воспользоваться сервисом для сбора конкурентов Coolakov.

Почему это необходимо делать? Потому что эти сайты уже стали лидерами, и как правило они проработали свою структуру так, чтобы она работала на них, охватывала большую часть запросов и была качественной. Поэтому, чтобы не создавать велосипед, лучше посмотреть как это сделали уже до вас. Вы сэкономите время, возможно проработайте структуру ещё лучше чем у тех кого вы анализируйте.

При анализе, сразу же выявляйте сильные стороны лидеров, то какие запросы они используют, как выглядит их структура. Заранее собирайте входные к вашим запросам (наименование категорий, фильтры, посадки), которые будете собирать с помощью программы для сбора семантического ядра (лично мы используем Key Collector). Самое главное это записать/сохранить лучшие сайты, чтобы они не потерялись т.к. они будут нужны до самого конца.

Сбор семантического ядра

Это самый главный и трудозатратный этап, но самый полезный, ведь СЯ пригодится ещё ни раз.

Для структуры совсем не обязательно собирать полную семантику, но с другой стороны, собрав полное СЯ один раз, вы облегчите себе работу в будущем. Но это решение нужно принимать исходя из сроков, бюджета и ниши для которой собирается семантика, если она сложная или очень большая, то возможно стоит собрать не полное ядро.

Собрав СЯ вы четко увидите, какие запросы больше всего интересуют пользователей, а какие не интересуют совсем. Какие разделы лучше расширить и какие фильтры/теги стоит добавить.

Редактируем конечный вариант

Финальный этап, подразумевающий “допиливание” структуры из черновой в рабочую, которая на выходе будет отвечать поисковому спросу пользователей.

Здесь же укажите полную и логическую иерархию, продумайте перелинковку, то какие фильтры должны быть в той или иной категории. Также не забывайте про правило 3 кликов.

Ошибки при проектировании

При проектировании очень часто возникают типичные ошибки, которые нужно знать и конечно же не допускать. Разберём самые главные.

Размытый интент

Интент пользователей — потребность пользователя, которую он хочет решить с помощью сайтов.
Под размытым интентом стоит понимать такие ситуации, когда категория пытается ответить на несколько пользовательских запросов сразу, например, раздел с кухонной мебелью “Кухонные столы и стулья”. Проблема заключается в том, что такой запрос пользователи вбивают реже, чем “Кухонные столы” и “Кухонные стулья”.
В этом случае лучше всего поделить категорию “Кухонные столы и стулья” на отдельные подкатегории. Тем самым охват запросов будет выше, а ответ на пользовательский запрос будет четче, предотвращая ухудшение поведенческих факторов ранжирования.

Дубли

Распространенная ошибка при которой в структуре сайта образуются дубли страниц. Например, сайт занимающийся продажей текстильной продукции имеет подраздел “Детские покрывала и пледы”, который дублируется в разделе “Покрывала и пледы” и “Текстиль для детей”.
Так делать не стоит, но если это необходимо для бизнеса, то лучше сделать это за счёт перелинковки или настройки атрибута canonical.

Неявные дубли

Ошибка, которая также называется - каннибализация страниц. Суть заключается в том, что на сайте присутствуют несколько страниц, которые заточены под схожие запросы, например:

  • недорогие авто;
  • бюджетные авто;
  • авто экономкласса.
При этом ПС могут посчитать, что они являются дублями, а значит затруднить их индексацию.

Нелогичное распределение

Ошибка, которая не должна возникнуть, если вы собирали правильную семантику и структуру. Однако упомянуть данную ошибку необходимо. Суть заключается в том, что разделы размещают там, где им не должно быть. Например, вебмастера разместили детскую продукцию в других разделах, но при этом не учли, что пользователь будет искать детские полотенца, одеяла и т.д. именно в детском разделе, а не где-то ещё.

Резюме

Следуя простым правилам можно сделать всё и вся, а теперь закрепим ключевые моменты:

Почему важно для пользователя:

  • Увеличение поведенческих факторов.
  • Увеличение процента конверсий.
Почему важно для SEO продвижения:

  • Влияние на индексацию.
  • Понимание иерархии и важности страницы относительно других страниц на сайте.
  • Охват большего количества запросов.

Требования ПС:

  • Наличие HTML и XML карты сайта.
  • Настроенные правила, которые запрещают индексацию служебных и мусорных страниц.
  • Наличие ЧПУ.
  • Ссылки на другие страницы - текстовые.
  • Наличие хлебных крошек.

Алгоритм формирования:

  • Создание черновой структуры сайта.
  • Анализ ниши.
  • Сбор семантического ядра.
  • Редактирование черновой структуры в рабочую.

Типовые ошибки:

  • Страница заточено под несколько запросов.
  • Наличие дублирующих друг друга категорий/подкатегорий.
  • Наличие неявных дублей.
  • Нелогичное размещение категорий.
Проектирование структуры это долго, не просто, ответственно, но это то, что очень сильно поможет в продвижении сайта.
Директор направления "Реклама и продвижение"
Роман Селивёрстов