Пагинация для пользователя это уже привычный функционал любого крупного (и не только) сайта, а вот в мире SEO всё с этим не просто. Правильная настройка пагинации способна предотвратить возникновение большого количества дублирующего контента и проблем с индексацией. Ответ на вопрос: “А как правильно?!”, кроется в том, какой метод выбрать. Но для начала стоит разобраться с термином и назначением.
Что такое пагинация
Пагинация — это разбиение одного большого раздела/подраздела на подстраницы с помощью нумерации. Используется в поисковых системах, интернет магазинах и прочих сайтах, где есть необходимость деления большого контента на несколько кусков. Обычно выглядит вот так:
Преимущества пагинации:
- Не перегружает “основную” страницу раздела/подраздела большим количеством контента.
- Увеличивает скорость загрузки страниц.
- Упрощает навигацию по сайту.
Общие рекомендации
Мы рекомендуем задействовать следующие правила, которые помогут избежать критических ошибок:
- /page-1/ как дубль основной страницы. Часто бывает так, что например, ссылка site.ru/catalog/books/page-1/ являться дублем ссылки site.ru/catalog/books/. Или при настройке атрибута canonical ссылки:
- site.ru/catalog/books/page-2/
- site.ru/catalog/books/page-3/
- …
- site.ru/catalog/books/page-N/
- Текст с основной страницы. Текст раздела с первой страницы нельзя размещать на страницах пагинации. Текст на них нужно не просто скрыть с помощью стилей (display:none) или тега noindex, его совсем не должно быть.
Отсылают к site.ru/catalog/books/, но при этом может возникнуть ситуация, когда на самом деле ссылка будет вести на site.ru/catalog/books/page-1/. Для решения данной ошибки нужно настроить 301 редирект со страницы с параметром page-1 на основную страницу раздела/подраздела.
Основные методы
К выбору метода настройки нужно отнестись серьезно. Также стоит выбирать исходя из того, каким бюджетом вы располагайте. Основные стратегии:
- Настроить атрибут canonical
- Оставить для индексации поисковыми системами
- Закрыть от индексации поисковыми системами
- “Показать ещё” и AJAX технология
Настроить атрибут canonical
Реализацию этого метода на сайте рекомендует поисковая система Яндекс. Суть заключается в том, чтобы проставить на каждой странице пагинации тег link с атрибутом rel="canonical", который будет указывать на первую (основную) страницу.
Например, на сайте есть раздел с книгами site.ru/catalog/books/, соответственно на всех страницах пагинации этого раздела: site.ru/catalog/books/page-2/ и т.д., необходимо указать канонический адрес следующего вида:
Поисковик всё ещё будет обходить неканонические страницы, но не будет добавлять их в индекс. При этом товары/услуги, которые находятся на неканонических страницах, будут известны поисковым роботам, а значит будут индексироваться.
Однако canonical это рекомендация. Для поискового робота данный атрибут является лишь рекомендацией от вебмастера. Это значит, что если каноническая и неканоническая страница схожи друг с другом, то неканоническая не попадёт в индекс, и наоборот, если отличаются, то неканоническая может попасть в индекс. В таком случае вам остаётся лишь следить за ошибками, которые фиксирует Яндекс Вебмастер и Google Search Console.
Оставить для индексации поисковыми системами
Не тривиальный метод суть которого заключается в том, чтобы оставить все страницы пагинации в индексе, при этом не преобразуя их в дубли. Данный подход выбирают исходя из сохранности ссылочных связей для товаров, а также во избежания выпада товаров/услуг из индекса.
Для реализации этого метода нужно соблюсти общие рекомендации, а также уникализировать мета тег Title и Description по шаблону:
title [H1 раздела/подраздела] — [номер страницы] страница /title
meta name="description" content="[Описание основной страницы] — [номер страницы] страница"
title Книги — 35 страница /title
meta name="description" content="Книги для вас и ваших мам в Москве — 35 страница"
Закрыть от индексации поисковыми системами
Самый неудачный вариант, по нашему мнению. Суть заключается в том, чтобы совсем закрыть страницы пагинации от поискового робота. Это можно сделать с помощью директивы Disallow в robots.txt, а также при помощи .
При реализации метода есть риск плохой индексации товаров/услуг. Потому что поисковый робот не будет обходить страницы, которые запрещены, а значит карточки товара могут остаться без обхода и не попасть в индекс.
Закрывать пагинацию таким способом стоит, если вы заметили, что в индексе появилось большое количество дублей. В таком случае это избавит вас от ошибок, но не избавит от риска плохой индексации сайта.
“Показать ещё” и AJAX технология
Этот вариант подразумевает помимо обычной нумерации, дополнительно реализовать кнопку “Показать ещё”. При нажатии на кнопку пользователю будет показано ещё n-ое количество товаров/услуг.
К примеру такой способ использует магазин Леруа Мерлен и Я.Маркет.
Преимущества заключаются в юзабилити для пользователя (особенно с мобильных устройств). А также в скорости загрузки, ведь загружается не вся страница, а лишь блок с карточками товара.
Здесь же стоит отметить динамическую загрузку контента в разделе/подразделе. Единственное отличие этого способа от способа с кнопкой в том, что пользователь не нажимает кнопку “Показать ещё”, а ему сразу выдаётся блок с товарами.
Реализация потребует дополнительного бюджета, но этот вариант лучше всех остальных. При настройке необходимо тщательно проверять то, как поисковики воспринимают вашу работу с помощью Я.Вебмастер и Google Search Console.
Как реализована пагинация у лидеров ниш
Мы собрали небольшой список лидеров тех или иных ниш, чтобы показать, какие методы более популярны.
Сайт | Параметр настройки |
---|---|
ozon.ru | атрибут canonical |
aliexpress.ru
|
атрибут canonical |
wildberries.ru | применение ajax технологии. |
avito.r | атрибут canonical |
leroymerlin.ru | применение ajax технологии. |
lamoda.ru | атрибут canonical |
tradicia-k.ru | атрибут canonical |
Можно предположить, что самой предпочтительной стратегией является именно реализация атрибута canonical ссылающегося на первую страницу. Затем идёт AJAX технология.
В завершении
Пагинация облегчает навигацию пользователей, разбивает контент на части, тем самым увеличивает скорость загрузки страниц. Но неправильная настройка приведёт к возникновению дублей и плохой индексации страниц сайта. Поэтому так важно настроить всё сразу и правильно.
Если у вас небольшой бюджет или для вас это пока что не является первоочередной задачей, то мы рекомендуем использовать вариант с настройкой атрибута canonical. Но если есть возможность доработать сайт, то стоит задуматься над применением AJAX технологии.